Рейтинг@Mail.ru
Чем Польский марш отличается от Русского - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чем Польский марш отличается от Русского

Читать ria.ru в
Это не национализм и не Бирюлево. Это уже даже не реваншизм. Это обыкновенный неонацизм, считает Вадим Дубнов.

Вадим Дубнов, политический обозреватель РИА Новости.

Хулиганы нанесли серьезный ущерб посольству России в Варшаве
День независимости Польши закончился буйством польских правых у российского посольства. Толпа, прошедшая с многотысячным маршем по Варшаве, забрасывала посольство петардами, камнями и бутылками, несколько человек пытались перебраться через ограду. Для разгона толпы полиции пришлось применить водометы, десятки человек задержаны, премьер-министр Дональд Туск выразил сожаление, официальные лица принесли извинения, польский посол вызван в российский МИД, российские политики патриотического толка со сдержанной радостью отмечают, что после этого не европейцам учить нас толерантности. 

Все как обычно. Как это было в Дни независимости Польши последние три года и, можно не сомневаться, как это будет в будущие дни 11 ноября. 

При том, что к тяжелой российско-польской истории это прямого отношения уже не имеет. 

Между Гляйвицем и Катынью

Российское посольство на этот раз стало апофеозом действа, по пути к нему участники марша совершали вылазки помельче. Атаковали кварталы, в которых живут сквоттеры — леваки и антифашисты, главные враги правых радикалов и примыкающих к ним футбольных фанатов, составляющих костяк любого националистического мероприятия. Подожгли радужную инсталляцию, возведенную в знак толерантности. Российское посольство оказалось частью обычного праворадикального пакета, в его польском наполнении немного причудливого, но логичного. 

Польша — все еще очень выразительный символ посткоммунистического и восточноевропейского раздвоения. Либерально-европейское против консервативно-традиционного — эта коллизия есть и в Венгрии, и в Чехии, и в Болгарии. Но, наверное, не случайно ветераны чешского диссидентства сравнивают себя с польскими друзьями той диссидентской поры с лукавой, как сам их давний спор, улыбкой: у нас все было немного поспокойнее, мы как-то думали о Чехословакии, мы не пытались переделать весь мир. 

Сегодня чехи добились своей равноудаленности от всех, и задача решена. Но они, в сущности, такими и были, в самые советские времена здесь соотносили себя, скорее, с Веной и Берлином, чем с Киевом или Москвой. Польша же, волей истории и географии, всегда ощущала себя пограничным государством, линией фронта, передовой. Страной, которая была обречена и на Гляйвиц, с которого началась Вторая мировая война, и на Катынь, из-за которой эта война для Польши никак не закончится.

Обыкновенный неонацизм

Антинемецкое — тоже часть консервативной традиции, как и антироссийское. Но с немцами у поляков все, по крайней мере, друг другу уже до конца высказано, черта подведена, история стала историей, хоть и очень непростой. И, главное, больше нет ощущения исходящей от Германии опасности. 

Россия, в отличие от Германии, — по другую сторону символической линии разделения, которую никто не отменял, и уж для Польши тем более. Но если для кого-то эта линия — граница, за которой теперь, после приобщения к Западу, НАТО и Евросоюзу, можно чувствовать себя в безопасности, для других — по-прежнему линия фронта. И ко всему, что за ней происходит, в Польше, еще помнящей себя пограничным государством, относятся со всей возможной чувствительностью. 

Некоторые польские социологи отмечали, что после августа 2008 года, после боевых действий в Грузии, об опасности, исходящей от России, в Польше говорили семеро из десяти. 

Но это ощущение — привычка. С ней поляки живут не первое столетие, и потому это такая имиджевая опасность, ощущение которой стало нормой жизни, не вызывая былой страсти. 

Антироссийское как часть консервативного пакета и, соответственно, системы идей "Права и справедливости" братьев Качиньских, вызывает у изрядной части поляков удивление, переходящее в брезгливое раздражение. И как во времена всеобщего братства признаком интеллигентности было неприятие этого братства, теперь таковым стало требование взвешенного отношения и к тому, что оказалось тяжелой историей, и к тому, к чему эта история привела. 

Конечно, есть нерешенный комплекс Катыни, есть российские болельщики, устроившие на чемпионате Европы провокационный русский марш, есть миллионы россиян, их, болельщиков, поддерживающие. Для подавляющей части поляков, которые уже привыкли себя чувствовать в Европе, все это уже не повод волноваться и уж тем более выходить на антироссийские марши. 

Те же, кто на них выходит, ничего не знают, скорее всего, ни про Катынь, ни про тяжелую историю. Это вообще сюжет не про Русский марш, с которым неосознанно сравнивают польский день независимости российские патриоты, увидевшие повод поговорить о польском национализме, масштабы которого якобы нам и не снились.

Это не национализм и не Бирюлево. Это уже даже не реваншизм. Это обыкновенный неонацизм. Просто где-то символ врага — выходец с арабского Востока, а здесь все сложилось так, что им стала Россия. 

В отличие от нашего Бирюлева, массами идея не овладевает, и жители Варшавы уже неоднократно требовали запретить шествие в День независимости. 

Аналогичных требований москвичей по поводу Русского марша не припоминается.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала